С чего начинался цыганский танец

Цыгане, проживающие на территории Российской империи практически до конца восемнадцатого столетия, пели и танцевали только в кругу ромов. Никакое творчество не выходило за пределы табора. Все празднования оставались в круги цыган. И так продолжалось до тех пор, пока аристократы не стали обращать внимание на творчество цыганского народа. Многим аристократам пришлась по душе романтика кочевой таборной вольной жизни.

Одним из известных людей, благодаря которым цыганское творчество стало популярным, был Александр Сергеевич Пушкин. Ему нравились цыганские песни и пляски, он часто посещал цыганские табора. Результатом таких поездок в итоге стала поэма «Цыгане». Именно после ее выхода в свет дворяне начали приглашать к себе в именья цыган, чтобы посмотреть на их пляски и послушать песни.

Так, со временем появилась идея создавать ромские хоровые коллективы. Им покровительствовали дворяне, которые могли себе позволить тратить на развитие и содержание коллективов определенные суммы денег. Для выступлений позже были созданы и сценические костюмы, более яркие, чем повседневная или праздничная одежда ромов. Граф Орлов-Чесменский, который покровительствовал ромскому хоровому коллективу, приложил руку к созданию первого сценического костюма. Со временем выступления ромских ансамблей в ресторанах больших городов стали привычным делом. С того времени именно выступления цыганских ансамблей ассоциируются  с веселым гуляньем, с песнями и плясками.

Такое народное искусство все больше входило в моду, но и конкуренция со временем также увеличивалась. Поэтому, чтобы оставаться такими же затребованными цыганам приходилось оттачивать все больше свое мастерство. Так цыганский фольклор получал новую огранку. Кроме ромских народных песен в репертуаре ансамблей стали появляться и песни других народов, в частности романсы, городские песни, которые исполнялись на цыганский лад. Танец также претерпевал изменения.

Мужская партия в танце уже к началу двадцатого века значительна усложнилась. В ней появились отдельные элементы чечетки. Именно они придали танкам уже более ритмичный, заводной и озорной характер. Николай Чубаров был начинателем цыганской чечетки.

Приблизительно в то же время стали изменяться и женские партии в танцах. Первой, кто стал соединять элементы балета с народным цыганским танцем, бала Мария Артамонова. Именно благодаря ее новаторству в народных ромских плясках появилась пластика и четкость в постановке корпуса и рук, свобода и уверенность в каждом движении. Такой романтический стиль исполнения пришелся по душе ромам и именно он стал развиваться и дальше.

Искусство цыган – это живой и прекрасный мир, который дарит радость и счастье, каждому, кто окунется в него.